Главная » Статьи » Неврозы

Детские причины взрослых болезней
Давайте попробуем рассмотреть те самые факторы, которые приводят к тому, что мы приобретаем в процессе нашего роста и развития те или иные черты характера, особенности функционирования, личностные расстройства, а то и психические заболевания.

Невротическая личность нашего времени

Так называется книга известнейшего американского психоаналитика Карен Хорни. Хорни считала, что неврозы возникают под воздействием окружающей социальной среды и под влиянием нарушенных человеческих взаимоотношений. Невротические наклонности – предтеча неврозов.
 
Сами же невротические наклонности формируются в детстве, когда родители применяют по отношению к своим детям патогенные модели воспитания. Излишняя требовательность, игнорирование потребностей ребенка, подавление его инициативы, тотальный контроль - вот лишь некоторые из факторов, приводящих к навязчивой потребности в любви или навязчивому стремлению к власти. Но как же возникают сами неврозы? Хорни считала, что они – результат конфликта невротических наклонностей. Вот, например, человек (какой-то конкретный, живой человек) хочет, чтобы его все любили. Он так устроен. Так сформированы его защитные механизмы. Без этой любви (любви абсолютно всех) он чувствует себя очень плохо. Но его, этого человека, «угораздило» работать в той области, где не обойтись без соперничества. Да и сам этот человек не прочь посоперничать (это еще одна его невротическая наклонность). И если он добьется чего-либо, поднимется по карьерной лестнице, то волей-неволей наживет себе врагов (с кем не бывает?). Однако такому человеку иметь врагов просто нельзя, потому что все «должны» его любить! Вот вам и невроз.

Кстати, Хорни принадлежит первенство в установлении того факта, что виды неврозов зависят от культурной среды. Она поняла это, когда увидела, что отношения между людьми и неврозы в США во многом отличаются от тех, которые она наблюдала в Европейских странах.

По Хорни цель терапии состоит в восстановлении отношений с людьми и собой, поиска точки опоры в себе, избавления от невротических защитных механизмов, лишь отчасти помогающих человеку справляться с жизненными трудностями, но при более глубоком взгляде закрывающими возможность нормальной жизни.

В здоровом теле – здоровый..?

В здоровом теле, как известно, - здоровый дух. Однако, специалистам, чьей «вотчиной» является эта самая человеческая душа, известно и обратное: психическое здоровье и душевное равновесие определяют соматическое здоровье человека.

Еще В XIX веке З. Фрейд рассуждал о том, что сильные эмоции способны вызывать нарушения на уровне тела. В середине ХХ века появились работы Ф.М. Александера, в которых он попытался доказать, что затяжные негативные эмоции ведут к развитию специфических расстройств органов и систем организма, с которыми данные эмоции имеют «сродство». Так, например, постоянно подавляемая агрессия приводит к формированию сердечно-сосудистой патологии, а потребность в зависимости лежит в основе заболеваний органов пищеварения…

Считается, что основа психосоматических заболеваний, к которым относят гипертоническую болезнь, бронхиальную астму, язву желудка и двенадцатиперстной кишки, диабет, онкологические заболевания и др. закладывается еще в материнском лоне, в котором находится еще не рожденный ребенок. Как это происходит? Между матерью и находящимся внутри нее ребенком имеется тесная взаимосвязь. Все негативные переживания матери, а особенно ее враждебность к еще нерожденному ребенку, оказывают влияние на плод (пока еще посредством химических процессов). И уже доказан тот факт, что новорожденные, матери которых во время беременности ощущали враждебность к ребенку, демонстрируют в будущей взрослой жизни повышенную готовность реагировать в стрессовых ситуациях посредством тела.

Среди специалистов в области психического здоровья имеет хождение такое понятие как «психосоматогенная мать». Что оно означает? Как ни печально, но некоторые мамы, сами того не осознавая, становятся источником проблем со здоровьем у своих детей. Вот основные черты таких матерей: «наплевательское» отношение к другим аспектам своей женственности (все их внимание сосредотачивается на ребенке, который становится этаким «светом в окошке»), стремление быть «идеальной» матерью, воспитывающей «идеального» ребенка (они требуют от него совершенства во всем, игнорируют нормальные для его возраста проявления незрелости и эмоциональные потребности), реагирование только на его телесные запросы (еда, тепло и т.п.) или явную болезнь, неуважение его права на проявление эмоций, агрессии, самостоятельности...

Увы, последствия такого отношения мамы к своей жизни и подхода к воспитанию печальны: у ребенка не остается другого пути «достучаться» до своей матери, нежели заболеть (он начинает обращаться к ней языком телесных симптомов). А когда он заболевает, то мама становится на самом деле заботливой и внимательной (что позволяет ей подтвердить свое бессознательное идеальное представление о себе как о совершенной матери), а ребенок, в свою очередь, получает необходимую ему порцию любви. Такие отношения матери и ребенка образно называют «взаимным магическим страхованием жизни».

Но семья – это не только мать и ребенок. В литературе еще с 70-х годов утвердилось такое понятие как «психосоматогенная семья». Патогенным может быть семейный эмоциональный фон, не поощряющий, не предполагающий свободного выражения чувств (как правило, это передается из поколения в поколение). Чувства, не находящие естественного выхода, подавляются и направляются на себя. Так, невыраженная агрессия начинает разрушать собственное тело (ее энергия активизирует патогенные вегетативные проявления).

Однако на этом патогенное влияние семьи на ребенка не заканчивается. Бывает так, что родители не могут между собой общаться. То есть, попросту не умеют договариваться. Являются ли они эмоционально незрелыми, или затаили обиду друг на друга или, еще того хуже, ненавидят друг-друга по-тихому (а то и открыто). Так вот, в таких случаях ребенок становится неким объектом, «цементирующим» шаткие семейные отношения. Когда он болеет – семья сплачивается. Когда здоров – распадается. Любой ребенок хочет жить с мамой и папой, какими бы они ни были. И он, конечно же, будет болеть, если мама с папой при этом будут рядом.

Ребенок также может перенимать стереотипные паттерны поведения родителей (или одного из родителей), выражающиеся в уходе в болезнь как избегании ответственности и извлечении условной выгоды: ведь заболев, можно избавиться от необходимости что-то делать, да еще и получать за это (факт своей болезни) дивиденды.

Также причиной болезненности ребенка может быть его идентификация (отождествление) со значимым для него взрослым, страдающим хроническим заболеванием, при котором наблюдаются какие-то явные телесные проявления – приступы удушья, кашля, болевые синдромы... Порою эти стереотипы быстро и легко усваиваются ребенком и тоже приобретают хронических характер.
Итак. мы рассмотрели многие, но далеко не все патогенные факторы семейного воспитания и семейной обстановки, ведущие к тому, что ребенок выбирает болезнь. Что он выберет – бронхиальную астму или невроз, зависит от силы его характера, а также силы и качества неблагоприятных факторов.

Гареева А.А., психолог-консультант, психотерапевт, психоаналитик
Категория: Неврозы | Добавил: admin (30.01.2011)
Просмотров: 2361
Наши коллеги
  • МОО САП
  • IPPS
  • ЕКПП-Россия
  • OCTC
  • НГМУ
  • СИП
Контакты
г. Новосибирск,
ул. Коммунистическая 48а, офис 404



(383) 380-51-28
(383) 263-28-53